С давних пор люди, в силу бинокулярности зрения стремились запечатлеть наш мир таким, каким мы его воспринимаем, т.е. трёхмерным. Первые успешные работы, о которых известно на данный момент, относятся к 19-му веку. В 20-м веке человечество не остановилось на статичных стереоизображениях. Киноиндустрия стала развиваться бешенными темпами и для добавления изюминки, начали снимать первые фильмы в формате 3D, используя анаглиф. Технология подразумевает использование двух камер, для отображения используется цветовое кодирование. Она достаточно быстро завоевала популярность в силу простоты реализации. Для просмотра необходимо цветокодированное кино и очки со светофильтрами красного и синего цвета. Показывать такое кино можно в любом кинотеатре. Сейчас такие фильмы можно смотреть и на компьютере. Главным минусом этой технологии является неполная цветопередача.
Далее были различные технологии попеременного перекрывания глаза, но они сложны и не так интересны. Несомненным прорывом в кинематографе явился фильм Джеймса Кэмерона Аватар 3D ( Avatar 3D ).

          Использование для обозначения стереоскопических фильмов терминов «трёхмерный» или «3D» связано с тем, что при просмотре таких фильмов у зрителя создаётся иллюзия объёмности изображения, иллюзия наличия третьего измерения — глубины.

          Кроме того, существует ассоциативная связь с расширяющимся использованием средств компьютерной трехмерной графики при создании таких фильмов (ранние стереофильмы снимались как обычные фильмы, но с использованием двухобъективных стереокамер).

          Каждый объект в пространстве левый и правый глаз видят под разным углом, таким образом, формируются два изображения, мозг соединяет две картинки, получая одну объемную картинку. Различия в перспективе позволяют мозгу определить размер объекта и расстояние до него. На основании всей этой информации человек получает пространственное представление с правильными пропорциями.
Для того что бы показывать объёмное 3D изображение, каждый глаз зрителя должен видеть различную картинку, из которых мозг сможет соединить одну объемную картину.

           Фильмы в формате 3D снятые по этому принципу были выпушены на экраны еще в 50 годы. Широкий экран, цветное и объёмное изображение, а так же многоканальный звук позволяет привлечь зрителей в кинотеатр, особенно с возрастающей популярностью телевиденья.
3D фильмы снимаются с использованием нескольких методов.

           Анаглифический. 3D фильмы снималась еще во времена черно-белых фильмов, основной технологией для создания объёмной картинки использовались два проектора – один проектор проецировал изображение через красный фильтр, другой через зеленый. При этом проектор с зеленым фильтром показывал картинку, немного смешенную относительно проектора с красным фильтром.
Посетители одевали специальные очки из картона с двумя фильтрами из пленки красным и зеленым, при этом каждый глаз видел только нужную картинку, что создавало объёмное изображения.

          Для работы Анаглифической 3D технологии необходимо, что бы проекторы работали синхронно, в противном случае неизбежно раздвоение изображения.
В современных 3D фильмах использующих подобный метод (Dolby 3D) используется только один проектор, при этом перед объективом устанавливается светофильтр, при этом одно изображение имеет красноватый оттенок, а другое синий цвет. Очки с фильтрами пропускают только нужные кадры. Однако эта технология 3D фильмов предлагает лишь незначительный объём изображения.

          Затворный метод. Оптимальный и современный метод для 3D фильмов. Проектор демонстрирует попеременно изображение для левого и правого глаза с высокой частотой - до 100 раз в секунду.

          Для просмотра 3D фильма зритель одевает специальный очки с затворами, выполненными из небольших жк матриц способных менять прозрачность по команде котроллера, при этом каждый жк затвор то затемняется, то просветляется в зависимости от того, на какой глаз в данный момент необходимо подать изображение. Для подачи команд от проектора к очкам для синхронизации используется ик передатчики, установленные в зале кинотеатра. Зритель видит целостную объемную 3D картинку. Технология называется NuVision или XpanD, в настоящие время это самая распространённая и широко используемая в 3D кинотеатрах технология отображения 3D картинки.

          Недостатком данного метода является достаточно сложные очки, которые технически сложно создавать, а так же такие очки потребляют энергию. Следовательно, они имеют достаточно высокую (особенно по сравнению с картонными очками) стоимость и значительный вес.

          Поляризационный метод. Современный метод создания 3D фильмов технология RealD. Картинка демонстрируется проектором попеременно, при этом для каждого кадра используется световые волны разной поляризации светового потока. В очках установлены фильтры, пропускающие определённые световые волны, что позволяет каждому глазу получать изображения с различной информацией, на основании которой и формируется 3D изображение.

          Поляризационные очки немного тяжелее картонных, но при этом они намного легче затворных и не потребляют энергии. Однако такой метод 3D фильмов требует не только специальных фильтров, но и экран со специальным покрытием.

          Как снимается кино 3D.
          Для создания 3D изображения используются сразу две камеры, при этом обе камеры размешаются достаточно близко и на одинаковой высоте. Съёмка ведется одновременно на обе камеры синхронно, создавая 3D фильмы.